Пояснительная записка к учебному плану  Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Приморский Дом детского творчества» на 2014 – 2015  учебный год

Учебный план на 2014-2015 учебный год

 

Наименование и характеристика программ дополнительного  образования детей

 

    Образовательная деятельность в МКОУ ДОД «Приморский ДДТ» осуществляется на основе дополнительных образовательных программ в разновозрастных  и одновозрастных детских объединениях. Реализуются дополнительные образовательные программы в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Учебно-воспитательный процесс осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

 

Наименование программы

Характеристика программы

Срок

реализации

Кол-во

учащихся

1. Художественно-эстетическая направленность – 9 программ

  1.  

«Кукольный театр»

Модифицированная

образовательная

3 года

25

  1.  

«Лепунюшка»

Модифицированная

образовательная

4 года

56

  1.  

«Веселые нотки»

Модифицированная

образовательная

4 года

35

  1.  

«Танцы в школе»

Модифицированная

образовательная

4 года

36

  1.  

«Народно - сценический танец»

Модифицированная

образовательная

5 лет

13

  1.  

«Бисер»

Модифицированная

образовательная

2 года

39

  1.  

«Бархатные ручки»

Модифицированная

образовательная

4 года

12

  1.  

«Сундучок чудес»

Модифицированная

образовательная

2 года

17

  1.  

«Юный художник»

Модифицированная

образовательная

5 лет

12

2.Эколого-биологическая направленность – 2 программы

1/

10.

«Росток»

Модифицированная

образовательная

3 года

13

2/

11.

«Эколог и Я»

Модифицированная

образовательная

3 года

15

3.Туристско-краеведческая  направленность – 1 программа

1/

12.

«Родной край»

Модифицированная

Образовательная

 

3 года

15

4.Физкультурно-спортивная направленность – 1 программа

1/

13.

«Спортивная смена»

Модифицированная

образовательная

2 года

14

5. Социально-педагогическая направленность – 6 программ

1/

14.

«Учимся, играя!»

Модифицированная

образовательная

3 года

42

2/

15.

«АБВГД-ейка»

Модифицированная

образовательная

2 года

12

3/

16.

«Филиппок»

Модифицированная

образовательная

2 года

24

4/

17.

«Филиппок»

Модифицированная

образовательная

2 года

15

5/

18.

«Филиппок»

Модифицированная

образовательная

2 года

14

6/

19.

«Непоседы»

Модифицированная

образовательная

1 год

16

6. Военно-патриотическая направленность – 1 программа

1/

20.

«Патриот»

Модифицированная

образовательная

2 года

28

ВСЕГО:

20 программ

 

453

 

 

 

     В 2014 – 2015 учебном году  реализуется 20 дополнительных  образовательных программ по 6 направленностям со сроком реализации от 1 до 5-ти лет. Программы  модифицированы, разработаны на основе типовых и авторских программ.

    Утверждены методическим советом. По срокам реализации дополнительных образовательных программ в ДДТ преобладают программы, срок реализации которых составляет от 1 до 3-х лет.  В связи с открытием на базах школ  групп, по подготовке детей к школе увеличилось количество программ социально-педагогической направленности со сроком реализации от 1 до 2 лет.

 

 1.  Художественно-эстетическая направленность - 9 программ:

«Кукольный театр», срок реализации 3 года,  возраст учащихся 7-11 лет,  педагог дополнительного образования Мурзабекова Л.Н.

   По  форме организации и содержанию педагогической  деятельности данная программа является модульной и состоит из трёх модулей:

1. Подготовительный.

2. Базовый.

3. Углублённый.

    Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении. 

    Обучающиеся овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д. Работают над небольшими по объему спектаклями перчаточными куклами. Создают декорации и  бутафории к спектаклям.

    Дети второго и третьего годов обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Обучающиеся учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже   пьесы,   индивидуально   или  коллективно  проинсценировать   увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать  навыки анализа исполнителя. Идет расширение репертуара и увеличение объема пьес.

    В третьем  модуле  обучающиеся свободно владеют перчаточной куклой. Усложняется репертуар. Дети самостоятельно разрабатывают и ставят мини-пьесы.

    В процессе обучения обучающиеся знакомятся с куклой и ее видами, что способствует формированию интереса к театрально-игровой деятельности. Ребята осваивают театральные понятия. На практических занятиях осваивают приемы кукловождения, работают  над выразительностью речи, характерами героев, выступают  перед зрителями, что  способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения обучающихся.

   Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.  Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занимает большее количество времени.

    Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных занятий.

 Дополнительная образовательная программа "Кукольный театр" скачать

«Лепунюшка», срок реализации программы 4 года, возраст учащихся 7-11 лет, педагог дополнительного образования Хафизова Н.Н.

   Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, занимаясь изготовлением поделок, ребята, расширяют знания и совершенствуют навыки в данном направлении. У них развивается  умение работать с различными материалами, прививаются трудовые навыки, которые непременно  пригодятся в жизни. Как приятно самому смастерить что-то красивое и необычное в подарок к празднику родным или друзьям.

   Подарок, сделанный своими руками приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение от причастности к творчеству, радость от удачно воплощенного замысла и от удовольствия, доставленного близким. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность привлекает в детские объединения и мальчиков, и девочек. В результате всего этого идет интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка. 

   Программа предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельного практического опыта. На практике дети не только выполняют те поделки, которые представлены, но и создают свои.

      Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создать  свои собственные работы. На занятии дети не только лепят поделки и игрушки, но и создают из них различные       композиции, панно. Выполняя коллективные работы, проявляется чувство коллективизма и взаимопомощи.

     Особенности реализации программы заключаются в следующем:

- при проведении занятий используется наглядный материал (таблицы, плакаты, карточки, поделки, шаблоны) часть из которых выполняется на занятиях учащимися.

     Методика организации теоретических занятий  представлена так, что каждая новая тема предполагает повторение пройденного материала. На практических занятиях идет закрепление и усовершенствование навыков работы с различными материалами и оборудованием.

 Дополнительная образовательная программа "Лепунюшка" скачать

«Веселые нотки», срок реализации программы 4 года, возраст учащихся 7-16 лет, педагог дополнительного образования  Карпушова Т.А.

    Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей. Усвоение теоретических знаний помогают в практических заданиях развивать у детей творческие способности, выявлять скрытые таланты, формировать музыкальной вкус. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, прослушивание музыкальных произведений. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений, приемам игры на музыкальных инструментах.

    Теоретическая и практическая части программы включают в себя  обучение музыке детей школьного возраста. В основу этого входят основные направления: слушание музыки, пение и развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-ритмическое творчество.

    Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации,  движения под музыку, элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

     Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

    Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

   Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение сельского Дома культуры и т.д., а также совместную работу  педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

 Дополнительная образовательная программа "Веселые нотки" скачать

«Танцы в школе», срок реализации программы 4 года, возраст учащихся 11-16 лет, педагог дополнительного образования Нагибина О.И.

   Подготовка обучающихся по данной программе включает следующие формы занятий: теоретические, практические, тренировочные, итоговые, показательные, конкурсные, а также тестирование, анкетирование, лекции, беседы. Используются индивидуальная, групповая,  коллективная формы работы.

   Массовые  мероприятия представлены, праздниками,  отчетными концертами.

    Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обучающиеся приобщаются к ведению здорового образа жизни, высокой двигательной активности, коммуникабельности и позитивному восприятию окружающей среды. Приобретают новый ритм и повышенные требования к себе, прежде всего. У учащихся появляется мотивация, стремление к которой желательно сделать привычкой на всю жизнь.

  Дополнительная образовательная программа "Танцы в школе" скачать

«Народно-сценический танец», срок реализации программы 5 лет, возраст учащихся 7-13 лет, педагог дополнительного образования Жакупова О.В.

   Данная программа является наиболее приемлемой для организации и осуществления обучения народно-сценическому танцу. Занятия состоят из теоретической и практической части. При этом значительно большее количество времени занимает практическая часть и именно в процессе практической деятельности и происходит освоение учащимися  танцевальных навыков. Поэтому наиболее эффективными и важными в процессе обучения являются методы и приемы, которые позволяют педагогу разъяснить ребенку последовательность выполнения и заучивания танцевальных движений.

   При постановке народных танцев с общеизвестными танцевальными движениями используются современные музыкальные композиции. Происходит слияние фольклорного и современного стилей (стилизованные танцы), что делает процесс обучения более эффективным.

  Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом.

  В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит танцу. Занятия танцем помогают воспитывать характер учащихся: выдержку, вежливость, чувство меры, простоту, скромность, доброжелательность, внимание к окружающим.

   Поскольку учебный процесс протекает в коллективе, занятия танцем развивают чувство ответственности друг перед другом, умение считаться с интересами других.

   Занятия народно-сценическим танцем являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам  на концертах в ДДТ, сельских, общешкольных и классных мероприятиях, дома в кругу семьи.

  Дополнительная образовательная программа "Народно-сценический танец" скачать

«Бисер», срок реализации программы 2 года, возраст учащихся 7-11 лет, педагог дополнительного образования Кучиева Ф.В.

Освоение программы предусматривает два последовательных этапа.

     1 этап – ознакомительно-обучающий. Развитие когнитивных способностей детей, обучение выполнению изделий по образцу.

     2 этап – обучающий. Совершенствование навыков и умений, усложнение осваиваемых техник репродуктивной работы.

   Задача первого этапа: ознакомление с историей бисероплетения, с материалами, инструментами, в обучении приемов работы с ними, технологией и последовательностью выполнения работ. На этом этапе ребенок осваивает технику низания бисера в одну и две нити, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений; навыки аккуратного «чистого» плетения, изготовления самостоятельно несложных изделий и умения доводить начатую работу до завершения.      

      На данном этапе воспитывается умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь и поддержку.

     На втором этапе процесс выполнения работ усложняется. Решаются задачи обучения более сложным приемам плетения, совершенствования техники ажурного  плетения, вышивания бисером; продолжается совершенствование навыков изготовления изделий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе, когда подбор материала, выбор способа плетения, возможно, разработка схемы, последовательность и рациональность выполнения всех операций обдумывается и выполняется с небольшой помощью или без помощи педагога, самостоятельно оформляются выполненные работы. С развитием чувственного восприятия обучающиеся могут подбирать цветовые сочетания для своих работ в определенной цветовой гамме.

   Программа предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельности практического опыта. На практике дети не только выполняют работы по образцу, но и создают свои, проявляя творчество и фантазию. На занятиях обучающиеся не только плетут бисером, но и расписывают бисером картины, открытки, сделанные своими руками, создают различные композиции, панно, делают поделки с выкладкой бисера на пластилин, вышивают бисером на одежде, что сейчас модно в наше время.

   Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

   Данная программа предусматривает как коллективные, групповые, так и индивидуальные формы занятий.

  «Бархатные ручки», срок реализации программы 4 года, возраст учащихся 8-15 лет, педагог дополнительного образования Савченко Н.В.

   Занятия по данной программе дают детям специальные технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии; способствуют формированию патриотического сознания, знакомя обучающихся с историей, традициями, обрядами, прикладным искусством рукоделия родного края.

   Широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дают возможность  выполнять функции не только обучения но и воспитания.

   На первом этапе обучения работа выполняется коллективно, что ускоряет появление результата и дает воспитанникам опыт совместной  и плодотворной работы. Затем используется групповая (фронтальная) форма организации работы, при которой все дети одновременно выполняют одно и то же задание. Объяснения педагога относятся ко всем учащимся и воспринимаются ими одновременно.

   В проведении занятий второго и третьего года обучения используется сочетание фронтальной и индивидуальной работы. При этом учащиеся изготавливают поделку индивидуально. Фронтальность же достигается изготовлением поделок, хотя и разных, но примерно одинаковой сложности.

    Четвертый год обучения предполагает не только использование различных традиционных методов обучения, такие как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, системы домашних заданий, поурочный контроль выполнения домашнего задания, широкое использование фотографий, специальной литературы, готовых изделий народных мастериц, но и новые формы обучения.

  Дополнительная образовательная программа "Бархатные ручки" скачать

«Сундучок чудес», срок реализации программы 2 года, возраст учащихся

8-10 лет, педагог Савченко С.В.

   Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для их достижения.

   В развитии детей работа с бумагой и другими различными материалами (ткань, нитки, пластин, солёное теста, природные компоненты и т.д.) имеет огромное значение. Это близкое и доступное творчество. За короткое время они учатся превращать обычную бумагу и подручные материалы в удивительные изделия. Помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Она развивает память (т.к. последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления), активирует мыслительные процессы. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи,  дает возможность творческой самореализации личности.

Дополнительная образовательная программа "Сундучек чудес" скачать

«Юный художник», срок реализации программы 3 года, возраст учащихся 7-15 лет, педагог дополнительного образования Кобликова С.А.

   Учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования,  а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

   Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

      Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседа, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года.

       На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются  занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

    Дополнительная образовательная программа "Юный художник" скачать

2.  Эколого – биологическая направленность  - 2 программы:

  «Росток», срок реализации программы 3 года, возраст учащихся 9-14 лет, педагог дополнительного образования Горнакова С.П.

   Учащимся сообщается широкий диапазон знаний, уделяется усиленное внимание изучению своего родного края. Используются игровые формы обучения детей. Идёт углубленное изучение основ цветоводства.

   Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, прививает навыки общественно-полезного труда, дает возможность творческой самореализации личности. Все это помогает ощутить себя частью великой Природы. Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней.

   На занятиях, в зависимости от поставленных задач, используются различные методы: словесный, наглядный, практический, игры, использование средств искусства. Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. В начале занятия даются теоретические сведения, закрепление пройденного материала и информация познавательного характера. Теоретические сведения преподносятся в форме рассказа или беседы, сопровождаемые вопросами к детям. При объяснении нового материала используются методы фронтальной работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала. Показ обязательно сопровождается пояснением. Основное место на занятиях отводится практической работе. В конце практической работы идёт подведение итогов. Занятия проводятся коллективно, индивидуально и по подгруппам. Коллективное выполнение заданий наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма способствует сплочению коллектива, а также даёт возможность соревнованию между ними (т.е. отдельными группами), это позволяет ускорить работу и улучшить качество выполнения. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи. Укреплению коллектива способствуют общие занятия. Подготовка и проведение общих праздников, концертов, выступлений, совместное посещение выставок, музея. Очень важны отношения детей в коллективе. Ведь коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят.

   Большое значение придаётся на занятиях играм. Педагогом разработан целый ряд таких дидактических игр. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Дети всегда ценят взаимопомощь, доброту, поддержку, внимание и чуткость.

 Дополнительная образовательная программа "Росток" скачать

 «Эколог и Я», срок реализации программы 3 года, возраст учащихся 14-17 лет, педагог Байбакова М.П.

   Содержание программы  и  структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

    На занятиях в зависимости от поставленных задач, используются различные методы: словесный, наглядный, практический, использование средств искусства. В начале занятия даются теоретические сведения, закрепление пройденного материала и информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практической работе. Занятия проводятся коллективно, индивидуально и по группам.

 Дополнительная образовательная программа "Эколог и Я" скачать

3.  Туристско – краеведческая направленность - 1 программа:

«Родной край», срок реализации 4 года, возраст учащихся 10-14 лет, педагог Заболотняя В.Г.

   Данная программа направлена на создание условий для развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, приобщение их к общечеловеческим ценностям.

   Программа реализуется в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество», основной смысл которого заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, принять участие в созидательной деятельности.

   Комплексный подход к работе включает проведение лекционных и практических занятий, краеведческие игры, викторины, экскурсии, походы. Знакомство с работой в библиотеке, архиве, подготовка и проведение конкурсов, викторин, написание исследовательских работ.

   Программа направлена на интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка посредством организации его знакомства с историей края, с основами исследовательской деятельности, создание условий для социального, культурного развития личности, творческой самореализации ребенка, укрепление психического и физического здоровья, взаимодействия педагога с семьей.

Дополнительная образовательная программа "Родной край" скачать

 4.    Физкультурно – спортивная направленность    - 1 программа:

«Спортивные игры», срок реализации программы 2 года, возраст учащихся 11-16 лет, педагог Чередниченко В.Г.

   Программа направлена на реализацию физических возможностей обучающихся, на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья. Способствует тому, чтобы ребята осознанно вели здоровый образ жизни, заботились о поддержании спортивной формы, занимались физическим самосовершенствованием, расширяли спортивный кругозор.        Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала в форме беседы, рассказа, демонстраций портретов российских спортсменов и др.

   Практическая деятельность является основной, необходимой для закрепления информации.

   Основная форма проведения занятий - коллективная и групповая,  предусматриваются  индивидуальные и  парные.

 Дополнительная образовательная программа "Спортивная смена" скачать

5.   Социально-педагогическая направленность - 6 программ:

«Учимся, играя!»,  педагог Филиппова М.Н., срок реализации программы 3 года, возраст учащихся 8-11 лет.

   Программа нацелена на стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в систему социальной коммуникации, общественно-полезную практику и досуг. Программа адекватна, проста для понимания и обучения, призвана помочь обучающимся усвоить программу-минимум, подготовить их к активному усвоению знаний по иностранному я